С момента зарождения современного
исторического фехтования, весьма хорошо прослеживается развитие
динамики и качества боя, трансформация схем поединков. Эти
тенденции достаточно прогнозируемые так, как являются следствием
накопления опыта. повышения мастерства и уровня бойцов, увеличения
количества спортсменов и растущей конкуренции, стремления
в становлении исторического фехтования, как полноценного вида
спорта, а соответственно повышения качества и значимости доли
спортивной борьбы и как следствие - зрелищности - важнейшей
составляющей для популяризации и развития любого вида спорта.
Усилия функционеров должны быть направлены на подчеркивание
уникальности исторического фехтования, огромной, колоссальной
разницы в уровне ведения боя между подготовленным бойцом и
обывателем. В тоже время стремиться к доступности исторического
фехтования, увеличению его массовости.
Увеличение значения фактора спортивной борьбы и направленность
на зрелищность выражается в ряде тенденций, например в тенденции
увеличении количества зачетных очков. Как правило, подобная
тенденция проявляется в проведении центральных поединков.
Если раньше, подобные поединки проводились до 8-10 очков,
то уже на открытом первенстве России 2000 года поединки за
абсолютное первенство проводились до 15 очков, а мече России
2001 года до 20 очков!!! В Харькове успешно опробовано проведение
поединков состоящих из трех раундов, по три минуты каждый,
с последующим подсчетом набранных очков. Результаты показали,
что подобные поединки пришлись по душе, как бойцам, так и
зрителям. Подобная схема позволяет бойцам неоднократно менять
тактику и манеру боя в ходе поединка, повышает роль работы
тренерского коллектива во время боя, что в обычном "однораундовом"
поединке практически не возможно, а значит привносятся в поединок
новые аспекты достижения результата. Предполагается, что раундовая
схема проведения центральных боев турниров, а также показательных
поединков, найдет свое применение и будет активно использоваться.
Вот еще одна схема проведения раундовых поединков, - каждый
раунд проводится до момента когда один из участников поединка
не наберет определенного количества зачетных очков. В бою
выигрывает спортсмен первый выигравший установленное количество
раундов.
Можно сказать однозначно, что раундовые поединки, с различными
техническими и тактическими заданиями, обязательно должны
быть включены в тренировочный процесс. Об этом мы подробней
будем говорить в следующих главах.
В тенденции трансформации и развития доспеха
Самым распространенным и доступным доспехом, отвечающий основным
требованиям, на данный момент является кольчуга. Причиной
этому, достаточно низкая стоимость исходного материала, а
также простота ее изготовления. Действительно, кольчугу можно
запросто, с помощью не хитрых приспособлений, изготовить в
домашних условиях. В результате вы получите доспех, максимально
приближенный к историческим аналогам, достаточно удобный в
использовании, и неплохо защищающий от проникающих ранений.
Несмотря на очевидные достоинства, у кольчуги есть, конечно
же и недостатки. Таковыми являются большие трудозатраты на
ее изготовление, ее большой вес, и низкая способность предохранять
от гематом, ссадин, ушибов. Большие трудозатраты являются
недостатком только на первый взгляд. Дело в том, что изготовление
любого другого, более-менее качественного и историчного доспеха,
процесс всегда трудоемкий, отнимающий много времени и зачастую
связанный с изготовлением и использованием приспособлений
и механизмов. Неспособность предохранять от гематом, ссадин,
ушибов и переломов устраняется путем употребления поддоспешника
Однако большой вес является причиной ряда проблем. Например,
вытеснение кольчуги, "мягким" доспехом, эдаким гипертрофированным
поддоспешником, модифицированной стеганкой, за частую не имеющих
и намека на историчность. Эта проблема существует не только
в отношении кольчуг но и к любому металлическому доспеху.
Данная тенденция, на наш взгляд, может оказать "медвежью"
услугу развитию исторического фехтования. Широкое употребление
"мягкого" доспеха, отрицательно скажется на зрелищности
и самобытности этого вида спорта. Если говорить на языке маркетинга,
историческое фехтование, лишится части своего "уникального
предложения", снизит стоимость потребительской ценности
единоборства в глазах общественности. Однако использование
"мягкого" доспеха может принести неоценимую пользу
там, где применение тяжелого доспеха, например кольчуги, невозможно
в виду ряда объективных причин, а именно, в распространение
исторического фехтования среди детей старшего и среднего школьного
возраста (так же распространения ИФ среди слабой половины
человечества). Дело в том, что к участию в турнирах на железном
оружии, допускаются спортсмены достигшие 18-ти лет. С 16-ти
лет молодые бойцы, могут принимать участие в турнирах по историческому
фехтованию на имитациях тяжелого клинкового оружия из дерева,
текстолита, или дюралюминия. При фехтовании на деревянном
оружии не требуется употребление тяжелого турнирного вооружения
в виду относительной безопасности деревянного меча. Проведение
соревнований для подростков моложе 16-и лет и детей и вовсе
невозможно, в виду большой вероятности получения травм, возникновения
необратимых последствий в развитии скелета молодого организма,
спровоцированных тяжестью доспеха. К сожалению, именно это
обстоятельство препятствует распространению исторического
фехтования среди данной возрастной категории, которая безусловно
является благодатной почвой для развития ИФ, а соответственно
лишает возможности подготовки высоко квалифицированных спортсменов
в будущем. Применение мягкого доспеха поможет разрешить эти
проблемы.
|