Первыми всадниками на рубеже
IV—III тысячелетий до н. э. были табунщики древних племен
южного Приднепровья, занимавшиеся разведением лошадей. Приблизительно
тогда же, в IV—III тысячелетиях до н. э., появились и древнейшие
колесные повозки. А немного позднее, во II тысячелетии до
н. э., мчавшиеся как ветер военные колесницы с лошадьми древних
хеттов, египтян, ассирийцев наводили ужас на врагов. С середины
этого же тысячелетия верховой конь стал служить не только
пастуху-табунщику, путешественнику или гонцу, — коня оседлал
воин. С тех пор мобильная и быстроходная конница не раз решала
судьбу битв и войн.
Снаряжение всадника и коня в его современном виде сложилось
далеко не сразу. Многие европейские и азиатские народы внесли
свой вклад в изобретение тех или иных приспособлений для верховой
езды. Около пяти тысячелетий назад с приручением коня появились
уздечка и плеть, позднее были изобретены мягкие седла, с возникновением
жесткого седла в обиход вошли и стремена, свыше двух тысяч
лет назад всадник впервые познакомился со шпорами, еще позже
стали применять подковы и хомут для лошади.
Каждый из элементов конского снаряжения имеет свою историю.
Так, понадобилось много времени, прежде чем около 2500 лет
назад человечество подошло к изобретению шпор. Издревле всадник
понукал коня с помощью плети и ног. Такой способ езды был
вполне пригоден для пастухов-коневодов. Толчком к изобретению
шпор послужило появление в 1 тысячелетии до н. э. у многих
народов Европы и Азии тяжеловооруженной конницы.
Кто же из народов первым начал применять шпоры? В отличие
от стремян шпоры являются чисто европейским изобретением,
в Азии и Африке они стали известны с приходом туда европейских
колонизаторов. Приоритет в открытии шпор принадлежит древнему
иллирийскому населению Балканского полуострова. Именно здесь,
на Адриатике, в погребении всадника в кургане V века до н.
э. в Брезье (Словения) обнаружены древнейшие образцы шпор.
Появление шпор в этом районе Европы нельзя назвать случайным.
Великолепные кони венетов — одного из иллирийских племен,
живших на севере Адриатического побережья, славились далеко
за пределами их земли; венетских скакунов вывозили и в Спарту,
и на остров Сицилию.
Обычно шпоры изготавливали из железа или бронзы, но самые
знатные и богатые люди, из числа которых и набирали в тяжеловооруженную
конницу, носили серебряные и даже золотые шпоры.
Огромную роль в повсеместном распространении шпор сыграли
кельты — древний народ, живший вначале к северо-западу от
Альп и расселившийся в V—1 веках до н. э. на территории современной
Западной Европы. В процессе расселения кельтов по Европе обычай
использования шпор от них переняли германцы, иберийцы, предки
славян.
В XIII веке зарождается прообраз современных колесиковых шпор
— шпоры со звездочкой, а в начале XIV века старые шиповые
окончательно уступают место этому прогрессивному нововведению.
Шпоры изготовлялись главным образом кузнечным способом при
помощи ковки и сравнительно редко отливались. При украшении
наружных частей шпор использовалась точечная инкрустация медью,
серебром или золотом, наиболее драгоценные образцы относятся
к настоящим произведениям художественного ремесла.
На Востоке у монголов, арабов, турок и других народов даже
в эпоху Средневековья шпоры не вошли в обиход. Управляя конем,
восточные всадники обходились плеткой.
У восточных славян, перенявших у своих южных соседей — кочевников
— восточную манеру управления конем, шпоры долго не были в
ходу. На Руси шпоры применять стали в XI веке. При раскопках
небольшого древнерусского города Изяславля на Волыни, погибшего
в 1241 году во время монголо-татарского нашествия, найдено
280 шпор. Русь не ограничилась заимствованием европейских
типов шпор, она внесла свой вклад в совершенствование их конструкции.
Так, в древнерусских землях в первой половине XIII века впервые
в Европе появились колесиковые шпоры и называли их «остроги»,
что означает острый, колющий предмет. В результате военных
реформ Петра 1 в русском языке с начала XVIII века укоренился
современный термин — шпоры, происходящий из немецкого языка.
В XIV—XVII веках шпоры на Руси используют реже, так как русские
воины ездили на коротких стременах и свободно поворачивались
во все стороны в седле. Но значение шпор как символа благородства
и знатности продолжает сохраняться. Великие московские князья
награждали знатных людей в знак признательности и уважения
к их заслугам золотыми шпорами, удостоенных такой чести называли
«кавалерами злотых шпор». Интересно, что в Италии в XVIII
веке существовал орден Золотой Шпоры. Миниатюрные золотые
шпоры и сейчас вручаются почетным членам мексиканского клуба
наездников.
В России же роль шпор в жизни армии возросла в XVIII веке,
когда были сформированы полки регулярной конницы, обученные
европейской езде на лошади. Гусары и кавалергарды, кирасиры
и уланы звенели шпорами, однако казаки, относившиеся к иррегулярной
кавалерии, попрежнему вместо шпор применяли нагайку. В России
шпоры полагалось носить в XVIII — начале XX века не только
военным, но и высшим придворным чинам: гофмейстеру, шталмейстеру,
егермейстеру и др. С падением роли кавалерии круг лиц, носивших
шпоры, сократился. Сейчас их используют только жокеи, спортсмены,
а также американские ковбои.
По материалам сайта "Конный
дворик"
|